"Bugatti" ("Бугатти"), франBUGATTIцузская компания по производству гоночных, спортивных и эксклюзивных автомобилей. Штаб-квартира и предприятия находились в городе Мольсеме во Франции (до 1918 назывался Мольсхайм и принадлежал Германии). В настоящее время марка "Bugatti" принадлежит концерну "Volkswagen" ("Фольксваген").
Эта относительно небольшая компания оставила яркий след в истории автомобилестроения, этим она обязана исключительной личности ее основателя и владельца, в равной мере гениального инженера и художника. Этторе Бугатти, итальянец по происхождению, открыл свое дело в 1909. Накануне войны 1914 года он выпустил неброскую, но во многом новаторскую гоночную малышку Bugatti 13. Эта скромная модель стала базовой для всех модификаций "Bugatti", вплоть до Bugatti 59. Для облегчения конструкции из алюминиевого сплава был сделан блок цилиндров, коленчатый вал (на шариковых подшипниках), а также распределительный вал в головке цилиндров. Коробка передач отличалась компактностью, шасси - легкостью. На свою малышку Бугатти поставил многодисковое сцепление. Скорость машины достигала 100 км/ч.
В 1920-е всемирную известность "Bugatti" принесла модель Type 35 GP, одержавшая более полутора тысяч побед на автомобильных гонках и прославившаяся в свое время как самая удачная модель гоночного класса "Гран-при". Все во внешности этого автомобиля служило одной цели - скорости: втянутый "хвост", узкий радиатор подковообразной формы. Технологически выдержанный двигатель с восемью цилиндрами в ряд удачно сочетался с коленчатым валом, уложенным на роликовые подшипники. Автомобиль был очень устойчив на трудных трассах благодаря блестящему сочетанию технической элегантности и хорошо сбалансированных характеристик управляемости. При описании этого автомобиля иногда делают акцент на том, что гонщик терпел и неудобства: например, от сильного жара, исходящего от мощного двигателя, не спасали даже специальные асбестовые подошвы, но число побед в гонках этой модели - свыше полутора тысяч! - говорит само за себя.
Если в гоночных моделях внешний вид был подчинен скоростным качествам, то дорогие спортивные модели и эксклюзивные машины были настоящими футуристическими поэмами, воплощенными в осязаемом материале. Тщательная отделка салона с применением дорогой кожи, красного дерева и особого стекла, создавала ощущение комфорта для водителя и пассажиров. Появляется роскошный Bugatti Type 43 с наддувом, удачный по конструкторским решениям спортивный Bugatti Type 35 B и, хотя не столь ярко выраженный как спортивный, но технологически тщательно сбалансированный Bugatti Type 44, заслуженно увенчанный лаврами.
В 1927 выпускается нарочито экстравагантный Bugatti Type 41(легендарная модель Royale ("Ройяль", т.е. "королевский") с двигателем рабочим объемом 12, 8 литра. Длинная колесная база (более 4,27 м) модели облегчала управление: автомобиль оказался неожиданно маневренным на городских улицах. Произведением искусства были колеса, спицы которых собирались из рояльных струн.
Более распространенной стала "модель 46" ("мини-Royale") с роскошью, просто бьющей в глаза. Для этой модели был выбран двигатель с наддувом рабочим объемом 5,3 литра, а на "модели 47" был установлен 6-цилиндровый двигатель. На "Bugatti" не сильно сказался всеобщий экономический кризис 30-х годов: у покупателей этих произведений искусства деньги были всегда. Но настоящим несчастьем для компании и ее основателя стала смерть его талантливого старшего сына Жана Бугатти, много сделавшего для разработки дизайна кузовов компании. Вторая мировая война, естественно, резко сократила спрос на автомобили класса "люкс".
После Второй мировой войны выпуск автомобилей класса "люкс" резко сократился, что привело "Bugatti" к фактическому банкротству. "Bugatti" в очередной раз сделала попытку обогнать время. В 1947 на Автомобильной выставке в Париже компания показала новую модель Type 73 с 4-цилиндровым мотором рабочим объемом 1488 см³. При довольно старомодном дизайнерском решении каплевидного купе и зависимой подвеске передних колес в этой модели ощущался возможный массовый образец спортивной малолитражки, т.е. именно того, что ждала возрождавшаяся к мирной жизни Европа. Но смерть Этторе Бугатти положила конец всяким надеждам на возрождение компании: слабые попытки его наследников перекроить его модели не привели ни к чему и компания тихо умирала. Предприятия в 1963 отошли к другой довоенной легенде - "Hispano-Suiza" ("Испано-Сюиза"), не занимавшейся уже автомобилями. Впрочем, в таких странах, как Германия и Соединенные Штаты, до сих пор распространены стилизации под "Bugatti" периода расцвета. Право использования марки "Bugatti" перешло в конце концов к компании "Volkswagen".
Эта относительно небольшая компания оставила яркий след в истории автомобилестроения, этим она обязана исключительной личности ее основателя и владельца, в равной мере гениального инженера и художника. Этторе Бугатти, итальянец по происхождению, открыл свое дело в 1909. Накануне войны 1914 года он выпустил неброскую, но во многом новаторскую гоночную малышку Bugatti 13. Эта скромная модель стала базовой для всех модификаций "Bugatti", вплоть до Bugatti 59. Для облегчения конструкции из алюминиевого сплава был сделан блок цилиндров, коленчатый вал (на шариковых подшипниках), а также распределительный вал в головке цилиндров. Коробка передач отличалась компактностью, шасси - легкостью. На свою малышку Бугатти поставил многодисковое сцепление. Скорость машины достигала 100 км/ч.
В 1920-е всемирную известность "Bugatti" принесла модель Type 35 GP, одержавшая более полутора тысяч побед на автомобильных гонках и прославившаяся в свое время как самая удачная модель гоночного класса "Гран-при". Все во внешности этого автомобиля служило одной цели - скорости: втянутый "хвост", узкий радиатор подковообразной формы. Технологически выдержанный двигатель с восемью цилиндрами в ряд удачно сочетался с коленчатым валом, уложенным на роликовые подшипники. Автомобиль был очень устойчив на трудных трассах благодаря блестящему сочетанию технической элегантности и хорошо сбалансированных характеристик управляемости. При описании этого автомобиля иногда делают акцент на том, что гонщик терпел и неудобства: например, от сильного жара, исходящего от мощного двигателя, не спасали даже специальные асбестовые подошвы, но число побед в гонках этой модели - свыше полутора тысяч! - говорит само за себя.
Если в гоночных моделях внешний вид был подчинен скоростным качествам, то дорогие спортивные модели и эксклюзивные машины были настоящими футуристическими поэмами, воплощенными в осязаемом материале. Тщательная отделка салона с применением дорогой кожи, красного дерева и особого стекла, создавала ощущение комфорта для водителя и пассажиров. Появляется роскошный Bugatti Type 43 с наддувом, удачный по конструкторским решениям спортивный Bugatti Type 35 B и, хотя не столь ярко выраженный как спортивный, но технологически тщательно сбалансированный Bugatti Type 44, заслуженно увенчанный лаврами.
В 1927 выпускается нарочито экстравагантный Bugatti Type 41(легендарная модель Royale ("Ройяль", т.е. "королевский") с двигателем рабочим объемом 12, 8 литра. Длинная колесная база (более 4,27 м) модели облегчала управление: автомобиль оказался неожиданно маневренным на городских улицах. Произведением искусства были колеса, спицы которых собирались из рояльных струн.
Более распространенной стала "модель 46" ("мини-Royale") с роскошью, просто бьющей в глаза. Для этой модели был выбран двигатель с наддувом рабочим объемом 5,3 литра, а на "модели 47" был установлен 6-цилиндровый двигатель. На "Bugatti" не сильно сказался всеобщий экономический кризис 30-х годов: у покупателей этих произведений искусства деньги были всегда. Но настоящим несчастьем для компании и ее основателя стала смерть его талантливого старшего сына Жана Бугатти, много сделавшего для разработки дизайна кузовов компании. Вторая мировая война, естественно, резко сократила спрос на автомобили класса "люкс".
После Второй мировой войны выпуск автомобилей класса "люкс" резко сократился, что привело "Bugatti" к фактическому банкротству. "Bugatti" в очередной раз сделала попытку обогнать время. В 1947 на Автомобильной выставке в Париже компания показала новую модель Type 73 с 4-цилиндровым мотором рабочим объемом 1488 см³. При довольно старомодном дизайнерском решении каплевидного купе и зависимой подвеске передних колес в этой модели ощущался возможный массовый образец спортивной малолитражки, т.е. именно того, что ждала возрождавшаяся к мирной жизни Европа. Но смерть Этторе Бугатти положила конец всяким надеждам на возрождение компании: слабые попытки его наследников перекроить его модели не привели ни к чему и компания тихо умирала. Предприятия в 1963 отошли к другой довоенной легенде - "Hispano-Suiza" ("Испано-Сюиза"), не занимавшейся уже автомобилями. Впрочем, в таких странах, как Германия и Соединенные Штаты, до сих пор распространены стилизации под "Bugatti" периода расцвета. Право использования марки "Bugatti" перешло в конце концов к компании "Volkswagen".